Максим Решетников: экономика по многим ключевым показателям растет быстрее ожиданий
Министр экономического развития РФ Максим Решетников в среду, 11 октября, принял участие в «Правительственном часе» в Государственной Думе. Глава ведомства подробно доложил о мерах по обеспечению социально-экономического развития в текущих условиях, а также ответил на вопросы депутатов.
Как отметил министр, российская экономика завершила этап восстановления, и по многим ключевым показателям растет быстрее ожиданий. «Даже в условиях санкций, по данным Всемирного банка в прошлом году наша экономика вошла в пятерку крупнейших в мире. Россия обогнала Германию и стала крупнейшей европейской экономикой», - обратил внимание он.
Задача следующего этапа, поставленная Президентом, - переход к долгосрочному экономическому росту, продолжил Максим Решетников. Он ознакомил депутатов с основными параметрами подготовленного министерством прогноза социально-экономического развития. Согласно ему по итогам 8 месяцев ВВП вырос на 2,5%, полностью компенсировав прошлогодний спад и превысив уровень 21-го года.
Основой дальнейшего роста станет внутренний рынок и спрос, который будет обеспечен за счет роста доходов населения, мер социальной поддержки, предпринимательских доходов, а также инвестиций, подчеркнул министр. «Сейчас главное – обеспечить этот растущий спрос товарами и услугами отечественного производства. То есть обеспечить развитие экономики предложения, такую задачу поставил Президент», - сказал он.
В своем докладе глава Минэкономразвития привел основные результаты работы инструментов господдержки инвестиций, сформированных за последние три года. Так, в рамках механизма СЗПК реализуются проекты почти на 4 трлн рублей. «Важно, что приходит все больше проектов из несырьевых отраслей: так, в сельском хозяйстве их уже девять, на 100 млрд. Один из последних – строительство тепличного комплекса по производству овощей в Ставропольском крае. Летом подписан первый проект в сфере туризма в Нижнем Новгороде», - сообщил он.
В период санкций Правительство упростило условия для бизнеса, желающего вернуться в Россию, отметил министр. В результате в прошлом году в Специальные административные районы на острова Русский и Октябрьский переехало 83 компании, что почти в 3 раза больше, чем в 2021 году. В этом году в САР зарегистрировалась еще 141 компания. «Запрос на возвращение со стороны бизнеса остается, поэтому вместе с комитетом Госдумы по собственности продолжим создавать условия для их комфортного переезда», - подтвердил Максим Решетников.
Говоря о работе по достижению технологического суверенитета, глава ведомства назвал основные меры по развитию критических и сквозных технологий. Так, в прошлом году были запущены две новые программы поддержки высокотеха: льготное кредитование растущих компаний и гранты на «доращивание» конкретных решений под требования крупных заказчиков. Поддержано уже более 200 компаний.
Пристальное внимание уделяется развитию искусственного интеллекта – теме, которая на контроле у Президента страны. С 2021 года в рамках федерального проекта профинансировано более 800 разработчиков перспективных решений и 8 крупных компаний, которые осуществляются пилотное внедрение. Созданы 6 ведущих исследовательских центров, они занимаются новыми разработками вместе с индустриальными партнерами.
Максим Решетников отдельно остановился на теме туризма - точке роста экономики предложения, за которую непосредственно отвечает Минэкономразвития. В частности, разрабатываются системные меры по созданию новых круглогодичных точек притяжения: аквапарков, морских, горнолыжных.
«При этом, у каждого субъекта есть свои туристические магниты. Их продолжим развивать за счет нацпроекта. Сейчас для этого действует 4 субсидии, предлагаем объединить их в одну. Тем самым дать субъектам больше самостоятельности: они всегда лучше знают, на что важно направлять деньги. Пусть внутри широкого перечня направлений они сами определят, что в первую очередь поддерживать», - сообщил Максим Решетников, уточнив, что соответствующий проект постановления подготовлен и обсуждается с регионами.
Разрабатываются предложения по созданию «дорожной карты» механизма Трансформации делового климата для туризма. Уже собрано более 100 инициатив от бизнеса. Самые перспективные из них Минэкономразвития в ближайшее время обсудит с федеральными ведомствами.
Министр также информировал о результатах работы по дальнейшей интеграции российской экономики в мировую и развитию экспорта. Так, в прошлом году были достигнуты рекордные показатели взаимной торговли с ЕАЭС, Китаем, Индией, Турцией, Ираном, ОАЭ, Бразилией. Доля дружественных стран в экспорте увеличилась с начала прошлого года в два раза. «В условиях санкций, опасений партнеров в связи со вторичными санкциями, мы остаемся открытой экономикой. Снимаем барьеры для торговли и инвестиций. Продолжаем переговоры о расширении зон свободной торговли. Реформируем деятельность межправкомисий. Настраиваем под приоритеты работу загранаппарата министерства, в том числе на уровне взаимодействия с регионами», - подчеркнул Максим Решетников.
Стенограмма доклада Министра экономического развития РФ Максима Решетникова на «Правительственном часе» в ГД РФ на тему «О мерах по обеспечению социально-экономического развития в текущих условиях» 11 октября 2023 г.
Уважаемый Вячеслав Викторович,
уважаемые коллеги!
В прошлом году на «Правительственном часе» обсуждали решения, которые помогут экономике адаптироваться к санкциям и запустить структурные изменения.
Эти решения сработали. Российская экономика завершила этап восстановления. И по многим ключевым показателям растет быстрее ожиданий.
Даже в условиях санкций, по данным Всемирного банка, в прошлом году наша экономика вошла в пятерку крупнейших в мире. Россия обогнала Германию и стала крупнейшей европейской экономикой. Мы чуть уступили Японии. Первая тройка – Китай, США, Индия.
Задача следующего этапа, поставленная Президентом, – переход к долгосрочному экономическому росту. Сегодня доложу о мерах и стратегических приоритетах, которые для этого реализует Правительство.
По итогам 8 месяцев ВВП вырос на 2,5%, полностью компенсировав прошлогодний спад и превысив уровень 21-го года.
Уверенно растет промышленность, прежде всего, за счет обрабатывающих производств. Высокие темпы роста у строительства. Развивается сельское хозяйство.
Сохраняется высокая инвестиционная активность. Растет потребительский спрос. На фоне рекордно низкой безработицы рост зарплат в реальном выражении составил 7,1% за 7 месяцев текущего года.
Сложившаяся динамика экономики позволила улучшить параметры Прогноза.
По итогам года ожидаем рост на 2,8%. А далее экономика к 2026 году выходит на стабильные темпы роста чуть выше 2%.
На встречах с фракциями мы обсудили ключевые параметры Прогноза. Кроме того, документ в ближайшее время будет рассматриваться на комитетах при рассмотрении бюджета.
Поэтому в докладе остановлюсь не на цифрах, а на основных источниках экономического роста и тех мерах, которые мы принимаем.
В его основе – растущий внутренний рынок и спрос, который будет обеспечен за счет роста доходов населения, мер социальной поддержки, предпринимательских доходов, а также инвестиций.
Сейчас главное – обеспечить этот растущий спрос товарами и услугами отечественного производства. То есть обеспечить развитие экономики предложения, такую задачу поставил Президент.
Что значит экономика предложения с точки зрения отраслей, секторов экономики?
Первое – это развитие отраслей, ориентированных на потребительский рынок: автопром, легкая промышленность, производство бытовых товаров, бытовой химии, сельское хозяйство, туризм, строительство жилья.
Второе – это инвестиционные товары. Транспортное машиностроение, авиа-, самолето- и судостроение, производство ж/д, строительной и сельхозтехники.
Третий приоритет – технологии и оборудование, которые необходимы для наращивания производств: микроэлектроника, станкостроение, ИТ, научные исследования.
Четвертое – транспорт и логистика для развития внутренних и внешних связей. В том числе для экспорта.
И, конечно, отрасли, направленные на человека: здравоохранение, образование, социальная поддержка.
Все эти задачи требуют долгосрочной перспективы. И на встречах депутаты поднимали такие вопросы. Поэтому мы занимаемся не только среднесрочным прогнозом, но и формируем планы развития по отраслевым приоритетам до 2030 года и далее. Включая приоритетные проекты, определение потребности в кадрах, инвестициях. Так, при общем росте экономики к 2030 году на 22% туризм вырастет в 2 раза, ИТ-сектор и сектор научных исследований и разработок более чем на 40%, обрабатывающая промышленность почти на треть.
С учетом этого планируем наши действия: что необходимо сделать, чтобы экономика предложения развивалась.
Прежде всего, инвестиции. Важна стабильность условий для инвесторов, инфраструктура для проектов, доступность капитала и заемного финансирования, распределение рисков между государством, инвесторами и финансовой системой. Поощрение инвестиций в технологически сложные и рискованные проекты.
Для этого действует широкий инструментарий господдержки, который был сформирован за последние 3 года.
Запущен механизм Соглашений о защите и поощрении капиталовложений, который стабилизирует условия и позволяет инвестировать в инфраструктуру за счет будущих налогов. Уважаемые коллеги, вы активно развиваете это законодательство.
Реализуются проекты уже почти на 4 трлн рублей. Лидер по числу проектов Свердловская область, здесь их сразу 6. К примеру, в этом году планируется запустить производство железнодорожных колес. Они заменят импортные аналоги.
Активно пользуются механизмом также Ленинградская (4 проекта), Нижегородская, Мурманская области, Башкортостан, Татарстан, Москва (по 3).
Одно из крупнейших Соглашений заключили в сентябре. Это проект в сфере добычи медной руды на Дальнем Востоке с инвестициями более 300 млрд.
Важно, что приходит все больше проектов из несырьевых отраслей: так, в сельском хозяйстве их уже девять, на 100 млрд. Один из последних – строительство тепличного комплекса по производству овощей в Ставропольском крае.
Летом подписан первый проект в сфере туризма в Нижнем Новгороде.
Средства ФНБ активно используются для поддержки инвестиций, в первую очередь для развития транспортной и логистической инфраструктуры.
Финансируется 22 проекта. На их реализацию направлено 1,6 трлн. Завершается стройка скоростной дороги Москва-Казань. Строится трасса Казань-Екатеринбург, Центральный транспортный узел в Москве, Восточный полигон РЖД. Приобретается подвижной состав Питерского метрополитена. Запущены программы по льготному лизингу для отечественных самолетов и водного транспорта.
За счет ФНБ докапитализировали на 120 млрд рублей Фабрику проектного финансирования. В текущих условиях этот инструмент остается одним из самых эффективных для стимулирования инвесторов. Они получают и длинные деньги, и страховку от повышения ключевой ставки.
Только в этом году Фабрикой было поддержано сразу 10 проектов. На разных стадиях рассмотрения в ВЭБ.РФ еще более 40 заявок. Поддержали производство железа в Курской области, батарей для электромобилей в Калининградской области. Строительство терминалов в аэропортах Магадана, Тюмени, Воронежа. Модернизацию ТЭЦ в Самарской, Ижевской, Смоленской областях.
В июле приняли системный закон о ГЧП и концессионных соглашениях. Cерьезная работа по его подготовке велась с комитетом по экономике и Максимом Анатольевичем Топилиным.
По проектам ГЧП введен мост в Ямало-Ненецком округе, аэропортовый комплекс в Новом Уренгое, построена Центральная автомобильная кольцевая дорога. Строятся скоростные трамвайные линии в городах.
В период санкций упростили условия для бизнеса, желающего вернуться в Россию. В результате в прошлом году в Специальные административные районы на острова Русский и Октябрьский переехало 83 компании. Это почти в 3 раза больше, чем в 2021 году.
В этом году зарегистрировалась еще 141 компания. Запрос на возвращение со стороны бизнеса остается, поэтому вместе с Комитетом по собственности продолжим создавать условия для их комфортного переезда.
Серьезная поддержка инвестициям оказывается в рамках отраслевых программ. Это кластерная инвестиционная платформа, промышленная ипотека, льготные займы ФРП, субсидирование НИОКРов, гранты на разработку конструкторской документации, программы льготного лизинга и льготного кредитования в сельском хозяйстве, ИТ, туризме.
Драйвером привлечения инвестиций остаются регионы и их инициативы. Для них тоже действует ряд инструментов.
Один из самых востребованных и эффективных – Особые экономические зоны.
Из 50 действующих ОЭЗ 20 открылись в последние три года. Из них 8 в прошлом году. Сейчас в работе еще 9 заявок на создание и расширение площадок.
Механизм работает 16 лет. За это время все вложения государства, которые были направлены на развитие инфраструктуры и на налоговые преференции для резидентов, окупились. Причем не просто окупились, бюджет получил на 36 млрд больше, чем потратил.
Поддерживаем активное развитие межотраслевых кластеров в критически важных отраслях. Это фотоника, микроэлектроника, фармацевтика, производство электромобилей в Москве. Текстильный кластер в Иваново, кластер деревообработки в Калуге, фармацевтика в Петербурге.
Для привлечения инвесторов регионы активно используют федеральные инструменты развития инфраструктуры. Это инфраструктурные бюджетные и специальные казначейские кредиты, возможность не возвращать долги регионов в федеральный бюджет при направлении их на инвестиции.
Важно, что субъекты переосмыслили работу с этими механизмами. Два года назад 80% инфраструктурных бюджетных кредитов направляли на развитие жилья.
Сейчас регионы понимают, что поддержка АПК, промышленности, туризма – это постоянные рабочие места, стабильные доходы в бюджеты на долгие годы.
И уже в этом году при отборе проектов в рамках специальных казначейских кредитов 65% лимита пошло на поддержку проектов приоритетных отраслей. Московская и Липецкая области направили деньги на производство спутниковых систем и медицинских изделий. В Тульской области построят птицеводческие фермы, а в Омской модернизируют туристические объекты.
Под задачи экономики предложения настроили и адресные инструменты поддержки регионов.
Приоритизировали мероприятия в рамках Индивидуальных программ развития. Три четверти финансирования программ приходится именно на поддержку экономики.
Реализуется более 180 мероприятий. Среди них проекты по туризму в Карелии, Тыве, Адыгее, промпарки в Кургане и Чувашии. В Калмыкии запущено производство тротуарной плитки. В Псковской области производство пленки для упаковки, которая заменяет импортные аналоги. В Республике Алтай производство творога и сыра. В целом регионы уже создали более 11 тысяч новых эффективных рабочих мест.
В Кузбассе по Плану диверсификации экономики поддерживаются проекты в сельском хозяйстве, переработке, по развитию курорта Шерегеш.
В Республике Коми создали индустриальный парк для МСП, он откроется в следующем году.
На особом контроле держим развитие Калининградской области.
Занимаемся развитием Северного Кавказа. Вместе с регионами выстраиваем экономически обоснованную модель в сфере ЖКХ. Идут процессы легализации бизнеса. Занимаемся развитием транспортной инфраструктуры и логистики, прежде всего, это участок коридора «Север-Юг». Большое внимание уделяем развитию горнолыжных курортов, Каспийского кластера, а также региону КавМинВод.
Коллеги, Правительство в мае этого года утвердило Концепцию технологического развития до 2030 года. Главная цель сейчас – достижение технологического суверенитета. Экономика предложения невозможна без развития собственных технологий.
Это критические технологии, необходимые для производств в ключевых отраслях. Таких как радиоэлектроника, станкостроение, оборудование для связи, производство лекарств и медицинского оборудования, малотоннажная химия. То, что составляет основу технологического суверенитета. И является приоритетом финансирования в рамках мер господдержки.
И это так называемые «сквозные» технологии, которые имеют межотраслевое назначение и будут определять нашу конкурентоспособность через 10 – 15 лет. Это искусственный интеллект, квантовые вычисления, развитие водородной энергетики, перспективные космические системы.
Что делается для развития этих направлений: выделяются субсидии на НИОКРы, гранты, льготные кредиты, а также запускаются экспериментально-правовые режимы, для чего тоже создана вся необходимая законодательная база.
В прошлом году запустили 2 новые программы поддержки высокотеха: льготное кредитование растущих компаний и гранты на «доращивание» конкретных решений под требования крупных заказчиков. Поддержано более 200 компаний.
Отдельное внимание уделяем работе с компаниями-лидерами в рамках заключенных с Правительством Соглашений. На 1 государственный рубль получаем не менее 1 рубля внебюджетных инвестиций. При этом как результат получаем понятную продуктовую линейку, которую обязана создать компания-лидер. То есть финансирование идет под конкретный продукт.
Вместе с комитетами по экономике и по науке в этом году с вами работали над законом о технологических компаниях. Создали для них специальный правовой режим. Сейчас, в том числе с учетом ваших предложений, формируем новую, «реестровую» модель предоставления господдержки. Планируем запустить ее до конца года.
Отдельное внимание – развитию искусственного интеллекта. Эта тема на контроле у Президента страны. По оценкам экспертов, уже к концу этого года экономический эффект в виде снижения операционных расходов за счет применения технологии ИИ может достигнуть 400 млрд руб.
С 2021 года в рамках федерального проекта профинансировано более 800 разработчиков перспективных решений и 8 крупных компаний, которые осуществляют пилотное внедрение. Созданы 6 ведущих исследовательских центров, они занимаются новыми разработками вместе с индустриальными партнерами.
Технологии – это не только про промышленность. Это еще и развитие наших социальных отраслей: здравоохранения, образования. Здесь тоже активно применяются экспериментально-правовые режимы, внедряются технологии искусственного интеллекта, работаем над повышением производительности труда.
Развитие экономики предложения основано на предпринимательской инициативе.
Поэтому будем и дальше снимать барьеры и издержки для бизнеса, продолжим реформу контрольно-надзорной деятельности. Очень большой запрос от бизнеса на изменение обязательных требований, смягчение их в тех случаях, когда это возможно. Здесь плотно работаем с Комитетом по контролю.
Определяемся со стратегией развития сектора МСП. Провели стратсессию под руководством Председателя Правительства. Через 2 недели предстоят большие парламентские слушания, поэтому сейчас останавливаться на теме малого бизнеса не буду.
Здесь отдельно отмечу отраслевой комитет и Александра Вячеславовича Демина за поддержку закона о субъектах МСП в новых регионах. Это было своевременное решение, и то, что мы допустили ранее действовавшие решения компании к этому реестру, нашло большой отклик в новых территориях.
Туризм – это отдельная точка роста экономики предложения, за которую непосредственно отвечает Министерство.
Недавно подвели предварительные итоги летнего сезона. Число туристических поездок за май – август выросло на 16% по сравнению с прошлым летом. Очевидно, что есть большой неудовлетворенный спрос, который будет расти и дальше.
Поэтому надо наращивать предложение. В рамках стратсессии туризма вместе с бизнесом и регионами определили 3 приоритета: номерной фонд, транспортная инфраструктура, новые точки притяжения.
Номерной фонд увеличиваем за счет программы по созданию модульных гостиниц. С учетом решения Президента о дополнительном финансировании поддержим 650 проектов на 14,5 тысяч номеров. При этом это далеко не весь спрос, который предъявили регионы. Всего на конкурс были поданы заявки на создание 26 тыс. номеров. Готовимся к запуску второго этапа программы льготного кредитования по строительству крупных отелей.
Разрабатываем системные меры по созданию новых круглогодичных точек притяжения: аквапарков, морских, горнолыжных.
При этом у каждого субъекта есть свои туристические магниты. Их продолжим развивать за счет нацпроекта. Сейчас для этого действуют 4 субсидии. Предлагаем объединить их в одну. Тем самым дать субъектам больше самостоятельности: они всегда лучше знают, на что важно направлять деньги. Пусть внутри широкого перечня направлений они сами определят, что в первую очередь поддерживать. Проект постановления подготовлен, обсуждаем с регионами.
С коллегами из Минтранса и Минпрома прорабатываем вопросы обновления подвижного состава, развития аэропортов, железной дороги. С Минтрансом регулярно проводим заседания Штаба: в увязке с прогнозом туристических потоков согласовываем объемы перевозок по направлениям, ФАС следит за ценовой доступностью билетов.
Хочу поблагодарить вас, коллеги, за оперативную работу по донастройке регулирования отрасли.
Вместе с Аксаковым Анатолием Геннадьевичем и коллегами из Комитета по финансовому рынку создали условия для запуска карты туриста. Чтобы у иностранных туристов была возможность из-за рубежа оформить счет в российских банках, а по приезде в нашу страну получить пластиковую карту и осуществлять здесь расчеты. Сейчас Правительством утверждается перечень из 25 стран, для которых будет доступен механизм.
С 1 августа заработала электронная виза для 55 стран. За 2 месяца по ней приехали более 70.000 иностранцев. Запущен групповой безвизовый туристический обмен с Китаем, Ираном, готовим аналогичный механизм с Индией.
Кроме этого, коллеги из Комитета по туризму при нашем участии подготовили законопроект по гостевым домам, который сильно ждут ряд регионов.
В целом выстроили конструктивное взаимодействие с коллегами из комитета, за что хочу поблагодарить Сангаджи Андреевича Тарбаева.
Разрабатываем предложения по созданию «дорожной карты» механизма Трансформации делового климата для туризма. Собрали более 100 инициатив от бизнеса. Самые перспективные в ближайшее время обсудим с федеральными ведомствами.
Экономика предложения будет развиваться в условиях дефицита кадров. Поэтому вопросы производительности труда выходят на первое место. Уже более 5 тысяч компаний являются участниками нацпроекта. Производительность труда у них растет на 5% больше, чем у таких же предприятий за периметром нацпроекта.
Поэтому считаем важным распространять опыт и компетенции нацпроекта на новые сектора экономики. В том числе на туризм. И, конечно, ратуем за продление этой работы до 2030 года.
Коллеги, один из 6 стратегических приоритетов, озвученных Президентом, – дальнейшая интеграция российской экономики в мировую. Развитие экспорта.
Для этого укрепляем сотрудничество как с уже проверенными партнерами: странами ЕАЭС, СНГ, Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, так и с новыми «локомотивами» мировой экономики. Помимо Китая, это Индия, Африка.
В прошлом году достигли рекордных показателей взаимной торговли с ЕАЭС, Китаем, Индией, Турцией, Ираном, ОАЭ, Бразилией.
Во многом это результат работы по расшивке узких мест на автомобильных трассах, железной дороге, по развитию пунктов пропусков. Поставки в 1 полугодии этого года увеличились: в Азово-Черноморском направлении на 2% г/г, в Восточном на 13%, через коридор «Север-Юг» на 44%. Доля дружественных стран в экспорте увеличилась с начала прошлого года в два раза.
Еще 2 года назад доля доллара в структуре товарооборота занимала половину. Сейчас она в три раза меньше. При этом в два раза выросла значимость рубля – практически до 37%.
В условиях санкций, опасений партнеров в связи со вторичными санкциями, мы остаемся открытой экономикой. Снимаем барьеры для торговли и инвестиций. Продолжаем переговоры о расширении зон свободной торговли. Реформируем деятельность межправкомисий. Настраиваем под приоритеты работу загранаппарата министерства, в том числе на уровне взаимодействия с регионами.
Коллеги, в заключение несколько слов о нашем взаимодействии.
По итогам Правительственного часа в прошлом году в Министерство поступило 28 рекомендаций. Вместе с Олегом Викторовичем Морозовым сверили их исполнение: 26 нашли отражение в конкретных законопроектах, документах, постановлениях Правительства. По двум работа в процессе.
В этом году Госдума приняла 17 законов, разработанных Министерством. Хочу поблагодарить каждого из вас за поддержку наших инициатив. И отдельно Александра Дмитриевича Жукова и Максима Анатольевича Топилина за координацию этой работы.
Уважаемые коллеги! Убежден, что результаты сегодняшнего обсуждения, и те вопросы, которые вы поднимали на фракциях, позволят выработать необходимые решения для построения задачи долгосрочного роста, которую ставил перед нами Президент.
Рассчитываем на дальнейшее конструктивное взаимодействие.
Благодарю за внимание.