Въездной организованный турпоток в Россию летом 2024 года вырос троекратно
Низкая база 2023 года диктует яркий рост организованного въездного туризма, говорится в исследовании Ассоциации туроператоров России (АТОР) по итогам летних месяцев. Практически у всех опрошенных компаний количество иностранных клиентов за три летних месяца выросло в 2,5–3 раза по сравнению с летом прошлого года.
В АТОР отмечают, что в августе 2023 года была запущена электронная виза для граждан 55 стран, а также начал работу групповой безвиз с Китаем и Ираном. Обе меры дали результат: туроператоры наблюдали всплеск поездок в Россию с применением электронной визы уже осенью 2023 года и зимой-2023/2024, а эффект от групповых безвизовых списков в КНР и Иран из-за необходимости отладки многих нюансов проявился позднее — весной 2024-го.
«Привлечение иностранных туристов — одна из задач национального проекта „Туризм и индустрия гостеприимства“. Мы ведем большую комплексную работу. Это и благоприятный информационный фон, и развитие инфраструктуры, и формирование новых качественных турпродуктов. С начала года целенаправленно стали продвигать на рынках стран Персидского залива и Азии свой турпродукт под брендом Discover Russia. И уже сейчас видим результаты — устойчиво растет число туристов из Ближнего Востока и Азии. Также положительная динамика по турпотоку из Китая. За летние месяцы по электронной визе и групповым безвизовым поездкам нашу страну посетили более 500 тыс. иностранцев. Большое значение также имеет транспортная доступность: в июне, к летнему сезону, было запущено 20 дополнительных международных рейсов. Продолжаем работу по улучшению условий въезда: совместно с Минтрансом и МИД ведем переговоры о запуске рейсов и об отмене виз с Саудовской Аравией. Планируем также улучшить условия оформления электронных виз и групповых безвизовых туристических поездок», — прокомментировал результаты исследования Дмитрий Вахруков.
У «Интуриста» за июнь — август 2024 года количество обслуженных иностранных клиентов оказалось в два раза больше, чем в тот же период год назад, у «Тари Тур» по сравнению с прошлым годом количество иностранных групп увеличилось в 3–4 раза, у Space Travel — в 2,5–3 раза. В «Академсервисе» говорят о приросте +15% год к году. Но эта компания исторически специализируется на бизнес-тревел, более яркий рост у других игроков говорит об опережающей динамике именно классического турпотока: он увеличивается с низкой базы.
«Главной причиной роста въездного турпотока в Россию мы видим полноценный запуск программы электронных виз, а также заметное расширение полетных программ иностранных перевозчиков в Россию по сравнению с прошлым летом», — полагают в Space Travel.
Важный тренд въездного туризма в 2024 году — рост доли индивидуальных туров (на пару, семью, компанию). Значительная часть иностранцев, посещающих Россию по линии туроператоров, сейчас едет в нашу страну в рамках индивидуальных туров. У «Интуриста» таких уже 30%, у Space Travel — 20%. В «Интуристе» замечают, что особенно высок процент семейных индивидуальных туров у граждан арабских стран.
В то же время все зависит от фокуса компании и ее набора рынков. Так, у компании «Тари Тур», которая этим летом принимает в основном туристов из стран ЮВА, доля групповых туров составила 95%, а у «Академсервиса», который сейчас ориентируется на деловой туризм, все наоборот (95% — индивидуальные поездки).
Процент иностранных туристов, которые приезжают по туристическим визам с деловыми целями (включая MICE), все еще достаточно велик: например, в «Интуристе» долю оценивают в размере 50–55% от общего потока, по понятным причинам (профиль компании) еще выше доля бизнес-тревел в «Академсервисе».
Соответственно, подчеркивают в «Интуристе», у таких туристов часто иные запросы, отличающиеся от того классического экскурсионного туризма, который был базовым до пандемии. Деловым туристам бывает просто некогда активно и много посещать театры и музеи, индивидуальные туры тоже часто ограничиваются набором «трансфер + отель».
По агрегированным оценкам аналитической службы АТОР, топ стран, откуда приезжали летом 2024 года в Россию туристы, возглавляет Китай: в среднем по организованному рынку — 60–65%. ОАЭ и другие арабские страны Персидского залива (Саудовская Аравия, Катар, Оман, Кувейт, Бахрейн) составляют около 15–20%, Индия и Иран — по 5–7% в среднем по рынку, а страны Юго-Восточной Азии (Индонезия, Малайзия, Вьетнам) — около 5–6% вместе по группе стран.
Положительная динамика этим летом отмечается туроператорами для всех без исключения въездных рынков. Тем не менее большинство игроков соглашаются, что, несмотря на то что Китай остается главной опорой въездного туризма в России, самые перспективные и быстрорастущие рынки для туроператоров — это арабские страны Персидского залива и в меньшей степени страны Юго-Восточной Азии, причем преимущественно мусульманские (Индонезия и Малайзия).
При этом около 90% иностранцев, следующих в Россию авиатранспортом, прилетают в Москву, из них около 20–30% посещают вместе со столицей и Петербург. Также популярны у иностранных туристов Мурманск, Сочи и Казань.
Отдельный блок — Приморье. Именно сюда приезжает почти половина групповых организованных туристов из Китая, часто — наземным путем через границу, в меньшей степени — авиатранспортом.